- Панама
-
Республика Панама
Государственное устройство
Правовая система
Общая характеристика
Уголовное право и процесс
Судебная система. Органы контроля
Государство в Центральной Америке.
Территория - 77,1 тыc. кв.км. Столица - г.Панама.
Население - 2,7 млн.чел. (1996 г.); 60% - испано-индейские метисы, в стране проживают также негры, мулаты и 200 тыс. индейцев.
Официальный язык - испанский.
Господствующая религия - католицизм.
Как независимое государство Панама возникла в 1903 г., отделившись (с помощью США) от Колумбии.
Государственное устройство
Панама - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 9 провинций.
Действует Конституция 1972 г. с поправками 1978 и 1983 гг. По форме правления Панама - президентская республика.
Высший законодательный орган - однопалатная Законодательная ассамблея, 72 депутата которой избираются всеобщим, прямым и тайным голосованием сроком на 5 лет по системе пропорционального представительства. Обычные законы принимаются простым большинством присутствующих на заседании депутатов, органические - абсолютным большинством всех членов ассамблеи. Помимо издания законов Законодательная ассамблея осуществляет и другие полномочия, присущие парламентам американских республик.
Глава государства и правительства - Президент Республики, избираемый на 5 лет. Вместе с ним избираются 2 вице-президента. Президент осуществляет исполнительную власть при помощи министров государства. При нем и под его председательством действует Совет Кабинета (Consejo de Gabinete), в котором глава государства должен согласовывать и принимать важнейшие решения: назначение судей Верховного суда, заключение договоров о займах, отчуждении национального имущества и ряд других. Этому органу также принадлежит полномочие декретировать под свою коллективную ответственность чрезвычайное положение и приостанавливать действие отдельных норм Конституции.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Панамы в целом относится к романо-германской правовой семье, входя в ее обособленную латиноамериканскую группу. Первоначальной основой для формирования панамского права выступила правовая культура бывшей метрополии - Испании. Конституционное право во многом следует модели США, на гражданское право оказало значительное влияние французское, а на уголовное право - итальянское законодательство.
После отделения Панамы от Колумбии в 1903 г. в стране некоторое время целиком сохранялось колумбийское законодательство. Собственные кодексы она начала принимать с 1917 г.
Основным источником права в Панаме является законодательство, акты которого образуют строгую иерархию (Конституция, органические законы, обычные законы, декрет-законы, декреты и т.д.). Декрет-законы издаются исполнительной властью на основе строго определенных полномочий, делегированных Законодательной ассамблеей. Почти все отрасли права кодифицированы. В индейских общинах применяется обычное право, нормы которого не должны противоречить закону.
В качестве основного источника гражданского права в Панаме применяется ГК Чили 1857 г., воспринятый здесь с небольшими изменениями. В 1995 г. принят Семейный кодекс. Он криминализировал все виды семейного насилия и приравнял традиционные индейские браки к официально зарегистрированным.
В виду тесных финансово-экономических связей с США на развитие панамского торгового законодательства весьма сильно влияет англо-американское право. Это касается, в частности, законов о свободно обращающихся документах 1917 г., о трастах 1984 г., о компаниях 1927 г.
Панама является одним из крупнейших финансовых, торговых и транспортных центров Латинской Америки. Принятие банковского законодательства, предоставляющего большие льготы в ведении финансовых операций и фактическое отсутствие контроля над капиталом, превратило страну в крупный мировой банковско-финансовый центр (существует с 1970 г.). Новый Закон о банках и банковской деятельности был опубликован 12 марта 1998 г. Этот документ, состоящий из 7 глав, определяет основные положения, регулирующие функционирование всей банковской системы страны. Он заменил предыдущий закон 1970 г., успевший заметно устареть.
Созданная в Панаме в 1948 г. свободная экономическая зона Колон занимает второе место в мире (после Гонконга) по объему экспортно-импортных операций. Страна также является крупным офшорным (безналоговым) центром для корпораций. Организация компаний и управление ими регулируются, главным образом, весьма либеральным Законом о компаниях 1927 г. и некоторыми из положений Торгового кодекса Панамы.
Наконец, создание открытой системы мореходной регистрации (Закон 1925 г.) превратило Панаму в страну "удобного флага", под которым зарегистрировано более 11 тыс. судов. В соответствии с Финансовым кодексом доход, полученный от осуществления международных морских перевозок на зарегистрированных в Панаме торговых судах, не подлежит налогообложению, даже если контракт на перевозку исполняется в Панаме.
Страна имеет хорошо кодифицированное трудовое право (Трудовой кодекс 1971 г. насчитывает около 1000 статей). В 1990-х гг. проведена существенная реформа трудового законодательства, призванная сделать его более гибким. Поправки к Трудовому кодексу (последняя из которых была принята в 1995 г.) вводят новые, более благоприятные для работодателей нормы, касающиеся заключения срочных договоров, увольнений работников. Особые льготы были установлены для владельцев мелких и вновь открываемых предприятий (в течение одного года после их создания), а также предприятий, меняющих профиль деятельности. Многочисленные изъятия из трудового законодательства были введены для предприятий в свободных экономических зонах. Разрешено создание частных бирж труда. Из сферы действия трудового законодательства исключены работники-надомники.
В целом действующее законодательство о труде соответствует международным стандартам. Гарантируются и осуществляются на практике права на объединение в профсоюзы, на ведение коллективных переговоров, на забастовку.
Уголовное право и процесс
Основным источником уголовного права страны является УК Панамы 1922 г., который испытал значительное влияние итальянского Уголовного кодекса 1889 г. Как и в большинстве стран Латинской Америки, уголовные деяния делятся на собственно преступления (delitos) и проступки (faltas), в зависимости от степени общественной опасности.
Панама никогда не использовала смертную казнь. Конституция 1972 г. (дополненная в 1978 и 1983 гг.) устанавливает, что смертная казнь не применяется как наказание (ст.30).
Уголовный процесс в Панаме представляет смесь французской и англо-американской модели. Конституция и УПК закрепляют основные демократические принципы и нормы судопроизводства. В частности, Конституция предусматривает судебный контроль за законностью арестов и задержаний; всякий задержанный или арестованный должен в течение 24 часов быть доставлен в суд. В отличие от большинства других стран Латинской Америки Конституция (ст.197) и УПК Панамы предусматривают рассмотрение уголовных дел судом присяжных (если хотя бы одно из обвинений заключается в убийстве). Такой суд состоит из 7 присяжных под председательством профессионального судьи. Большой проблемой для панамского правосудия остается острейшая нехватка защитников по назначению (для малоимущих), а также длительные сроки предварительного заключения.
Судебная система. Органы контроля
Конституция предусматривает независимую судебную власть. Во главе судебной системы стоит Верховный суд (Corte Suprema de Justicia), который разделен на четыре палаты: по гражданским, уголовным, административным делам, а также по общим вопросам (например, исполнение иностранных судебных решений). Он является судом высшей инстанции по всем гражданским и уголовным делам. Верховный суд также осуществляет конституционный контроль.
Ниже Верховного суда находятся 4 высоких суда (Superior Tribunal). Они рассматривают апелляции, а также по первой инстанции дела о наиболее тяжких преступлениях либо касающиеся консулов, судей и прокуроров. В пределах каждой провинции имеются по 2 окружных суда, 1 для гражданских и 1 для уголовных дел. Самое низшее звено судебной системы образуют муниципальные суды, расположенные в каждом из 65 муниципальных образований. Имеются специализированные суды по несовершеннолетним и по семейным делам. Опекунский суд для несовершеннолетних (Tribunal Tutelar de Menores) был учрежден в 1951 г.
Члены Верховного суда (их 9) назначаются Президентом Республики с согласия Законодательной ассамблеи. Верховный суд назначает судей высоких судов, которые, в свою очередь, назначают судей окружных и муниципальных судов. На местном уровне мэры назначают административных судей, которые уполномочены рассматривать мелкие гражданские и уголовные дела.
Конституция предусматривает институт прокуратуры (Ministerio Publico), возглавляемой генеральным прокурором (Procurador General de la Naciоn), которому помогают генеральный поверенный (Procurador de la Administraciоn), окружные и муниципальные прокуроры и поверенные, а также другие должностные лица, предусмотренные законом. Генеральный прокурор и генеральный солиситор назначаются таким же образом, как и судьи Верховного суда. Нижестоящие прокуроры назначаются вышестоящими.
На панамскую прокуратуру возложены следующие функции: защита интересов государства, обеспечение исполнения законов, административных актов и судебных решений, надзор за должным поведением и исполнением обязанностей государственными служащими, уголовное преследование и пресечение проступков, юридическое консультирование административных властей.
Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. — М.: Норма. Под ред. А. Я. Сухарева. 2003.